Книги для родителей могут оказать существенную помощь в воспитании ребенка

 

 

Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?»,
«Продолжаем общаться с ребенком. Так?»;

(Как построить нормальные отношения с ребенком? Как заставить его слушаться? Можно ли поправить отношения, если они зашли в тупик? Вы найдете ответы на эти и другие вопросы, узнаете, как решать их на практике в вашей жизни).

 

 А.Фабер и Э.Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали. Как слушать, чтобы дети говорили»;

(Эта книга - разумное, понятное, хорошо и с юмором написанное руководство о том, как правильно общаться с детьми (от дошкольников до подростков). Никакой нудной теории! Только проверенные практические рекомендации и масса живых примеров на все случаи жизни.

Авторы - всемирно известные специалисты в области отношений родителей с детьми - делятся с читателем как своим собственным опытом (у каждой - трое взрослых детей), так и опытом  родителей, посещавших их семинары).

 

Обухова Л.Ф. “Детская (возрастная) психология”;
(Данное издание представляет собой первую попытку в современной отечественной психологической науке создания учебника по детской психологии. Содержание и структура учебника включают существующие зарубежные и отечественные теории, многообразный фактический материал и проблемы, решаемые наукой и практикой в области возрастной психологии).

Винникот Д. «Маленькие дети и их матери»;
(Эту книгу Д.Винникота (английского детского психиатра, психоаналитика и педиатра) рекомендуют чаще других, она имеет наибольшую ценность для будущих и состоявшихся мам, а также пап и других родственников. В центре внимания – материнская интуиция. Как ее обострить, отточить, поставить во главу угла. Книга учит, как нужно чувствовать свое дитя, как распознавать за его сенсорными реакциями затаенные просьбы и желания, она учит сверх-видению. Книга описывает и анализирует материнство как оно есть, без ужасов и прикрас. Для родителей такая книга бесконечно важна, потому что снимает беспочвенные тревоги и вселяет уверенность).

 

 

Фрагменты (выборка) из книги Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?»:

 

...Идейная основа этой книги - гуманистический подход к человеку и человеческим взаимоотношениям. Он противостоит авторитарному стилю воспитания детей, который долгое время бытовал в наших школах и семьях. Гуманизм в воспитании основан прежде всего на понимании ребенка - его нужд и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития его личности. Стиль общения, с которым вы познакомитесь в этой книге, базируется на таких знаниях.

...Большинство тех родителей, которые обращаются за психологической помощью по поводу трудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Специалисты пришли к выводу, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается»  (запечатлевается) в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно.

Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.

«Со мной никто не возился, и ничего, вырос», - говорит папа, не замечая, что вырос-то он как раз человеком, который не считает нужным и не умеет заниматься с сыном, наладить с ним теплые дружеские отношения.

Другая часть родителей более или менее осознает, в чем именно заключается правильное воспитание, но на практике испытывает трудности. Бывает, что теоретическая разъяснительная работа, проводимая психологами и педагогами из лучших побуждений, приносит родителям вред: они узнают, что делают «все не так», пытаются вести себя по-новому, быстро «срываются», теряют уверенность в своих силах, винят и клеймят себя, а то и выливают раздражение на детей.

..В книгу включена часть, посвященную «трудному» переходному возрасту - теме, составляющей не менее половины всех жалоб и обращений за помощью. В ней вы найдете описание одной реальной истории помощи «трудному подростку», и мы вместе сделаем попытку провести анализ как бы в обратном направлении: от живого процесса к конкретным знаниям и навыкам, которые и составили содержание всех наших предыдущих занятий, и таким образом еще раз убедиться в их действенности.

 

Уважаемые родители!

Помните, пожалуйста, об очень важном принципе при общении с Вашим ребенком: о  принципе безусловного принятия.

Безусловно принимать ребенка - значит любить его не только за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!  

 

И некоторые рекомендации  для родителей:


- Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом;

 

- Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в его непринятие;

 

- Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему;  

Пусть вас не пугают слова «снимайте с себя заботу». Речь идет о снятии мелочной заботы, затянувшейся опеки, которая просто мешает вашим сыну или дочери взрослеть.

Передача им ответственности за свои дела, поступки, а затем и будущую жизнь - самая большая забота, которую вы можете проявить по отношению к ним. Это забота мудрая. Она делает ребенка более сильным и уверенным в себе, а ваши отношения - более спокойными и радостными.

 

- Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке;

 

- Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого. Но правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими;

Может показаться неожиданным, но детям нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их! Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.

 

- Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка;

 

- Все правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой;

 

- Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка;

 

Помните, пожалуйста:

 

Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали: чтобы он был кому-то нужен и близок: чтобы у него был успех - в делах, учебе, на работе: чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.

 

Ведь потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, есть у  любого ребенка. Это одна из фундаментальных человеческих потребностей.
Ее удовлетворение - необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший.

 

...Человеческое общество, несмотря на тысячелетия своего культурного развития, не научилось гарантировать психологическое благополучие (не говоря уже о счастье!) каждому своему члену. Да и задача это сверхсложная. Ведь счастливость человека зависит от психологического климата той среды, в которой он растет, живет и работает. И еще - от эмоционального багажа, накопленного в детстве. А эти климат и багаж зависят от стиля общения, и прежде всего - родителей с ребенком.

 

 Удачи Вам и душевного благополучия!