“Один рисунок стоит тысячи слов” – это восточная мудрость, пожалуй, наиболее точно отражает основную идею арт-терапии.

 

 

Арт-терапия (лат. ars - искусство, греч. therapeia - лечение)

представляет собой методику лечения  при помощи художественного творчества, это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

 Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и психотерапевтами. Данная методика относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний. Она применяется почти всеми направлениями психотерапии. Также

она  нашла достаточно широкое применение в педагогике,

социальной работе и бизнесе. Основная цель арт-терапии состоит

в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия любому человеку

дает возможность выразить свой внутренний мир через творчество.

Выделяют собственно арт-терапию, музыкотерапию, танцевальную терапию, сказкотерапию, маскотерапию, этнотерапию, цветотерапию, фототерапию, куклотерапию и др. Кроме того, каждый из этих  видов имеет множество арт-терапевтических техник, которые применяются для решения внутренних и межличностных конфликтов, кризисных ситуаций, травм, невротичных и психосоматических расстройств и др.

Арт-терапия может быть как основным методом терапии, так и вспомогательным. В любом случае у нее существует два механизма воздействия. Во-первых, искусство позволяет в скрытой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктирирование самим клиентом.Творчество – это одно из средств преодоления страха, возникшего в связи с внутренним конфликтом.

Во-вторых, арт-терапия, будучи полноценным творческим актом, приносит автору удовольствие. При проведении арт-терапии важен творческий акт как таковой, а также особенности внутреннего мира творца, которые раскрываются в процессе работы. Важно выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно, не заботясь о художественных достоинствах своих работ.  Ведь в данном подходе (как уже было сказано выше) искусство используется в целях высвобождения, выражения, облегчения.

Первоначально арттерапия возникла в контексте теоретических идей З. Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса и А.Маслоу.

С точки зрения представителя гуманистического направления, коррекционные возможности арттерапии связаны с предоставлением клиенту практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего "Я". Создаваемые клиентом продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими. Постепенно происходит углубленное самопознание, самовосприятие, гармонизация развития. В качестве еще одного возможного коррекционного механизма может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.

Как это работает: создавая произведение искусства, вы на время отстраняетесь от пережитого и переосмысливаете его. Не стоит переживать за то, что вы не обладаете какими-то определенными талантами, арт-терапия не нацелена на создание полноценного искусства. Здесь важен не результат, а процесс. Вы просто творите свое мироощущение – рисуете горе, пишете грусть, танцуете счастье. Благодаря занятиям арт-терапией, вы начинаете чувствовать гармонию с собой и с окружающим миром, осознаете свой жизненный путь, начинаете смотреть на события, произошедшие с собой, с другого ракурса, и понимать, куда следует двигаться, в чем развиваться. Это потенциальный путь к самоопределению, самореализации, самоактуализации личности.

В завершении вышесказанного хочется обратиться к призыву К.Роджерса: “Опробуйте новый для себя опыт. Я верю, что все мы способны быть подлинно творческими”.