Психология (греч. ψυχή – душа, λόγος – знание) - академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах.

Психология - это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение),

психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и

психических свойств человека (направленность, способности, задатки, характер, темперамент),

то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.

 

Можно  выделить следующие отрасли психологии:

Сравнительная психология изучает закономерности развития психики в филогенезе.

Возрастная психология изучает закономерности психического развития человека в онтогенезе, основные стадии его развития, критические и сензитивные периоды.

Дифференциальная психология исследует индивидуально-психологические различия между людьми. Это могут быть различия в темпераменте, характере, способностях, познавательных стилях, мотивации поведения и т.д.

Социальная психология изучает психологические механизмы воздействия социума на поведение и сознание человека, исследует взаимодействие людей в группах, коллективах, позиции личности в них, проблемы лидерства и подчинения.

Клиническая психология специальность широкого профиля, иимеющая меж-отраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения и народного образования. Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, и гармонизацию психического развития, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию. 

...

 

Базовые понятия и термины: 

 

Аутентичность (греч. authentikys - подлинный) - способность быть подлинным. М.Хайдеггер (немецкий философ-экзистенциалист) отмечал, что аутентичное бытие – это бытие, которое осознает самого себя; человек не готовое бытие, а то, кого он из себя делает.

А. - это способность человека в общении отказываться от различных социальных ролей (психотерапевта, профессионала, педагога, и т. п.), позволяя проявляться подлинным, свойственным только данной личности мыслям, эмоциям и поведению. Наряду со способностью к безусловному принятию и эмпатии аутентичность является обязательной составляющей эффективного человеческого общения;  Предполагает цельное переживание непосредственного опыта, не искаженного психологическими защитными механизмами, когда мысли и действия согласованы с эмоциями; характеризует некую идеальную личность (функционирующую личность - К.Роджерс,  целостную личность);

 

Аффилиация (от англ. affiliation - соединение, связь) - потребность человека  в общении, в эмоционально значимых отношениях с другими людьми, дружбе, любви. Потребность в А. формируется в отношениях с родителями и сверстниками и зависит от стиля воспитания. Она усиливается в ситуациях, порождающих стресс, тревогу и неуверенность в себе. Общение с другими людьми помогает в таких ситуациях смягчить негативные эмоциональные переживания. Блокирование потребности в А. порождает чувство одиночества, бессилия, вызывает состояние фрустрации;

Акцентуация характера - это крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим. Иными словами, А. представляет собой вариант психического здоровья (нормы), который характеризуется особой выраженностью, заостренностью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит ее к определенной дисгармонии; 

 

Алекситимия (греч. a - отрицание, lexis - слово, thyme - чувство) - неспособность пациента называть эмоции, переживаемые им самим или другими людьми, т. е. переводить их в вербальный план. Алекситимия буквально обозначает «без слов для чувств» (или «нет слов для названия чувств»). Алекситимия определяется следующими когнитивно-аффективными особенностями:
- трудностью в определении и описании собственных чувств;

- трудностью в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями;

- фокусированием в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях;

 

Амбивалентность (греч. amphi - вокруг, с обеих сторон и лат. valentia - сила) - двойственность проявлений воли, чувств.
Термин “амбивалентность» часто используется в широком смысле - для обозначения противоречивых тенденций здоровых людей в ситуации выбора.
Термин введен Э.Блейлером, он выделял три типа амбивалентности:
- Эмоциональную: одновременно позитивное и негативное чувство к человеку, предмету, событию ;
- Волевую: бесконечные колебания между противоположными решениями, невозможность выбрать между ними, зачастую приводящая к отказу от принятия решения вообще;
- Интеллектуальную: чередование противоречащих друг другу, взаимоисключающих идей в рассуждениях человека;

Амплификация (лат. amplificatio – расширение (выражений), увеличение, приумножение) - это часть юнговского синтетического метода интерпретации бессознательных содержаний, состоящая в усилении значения какого-либо символа или образа посредством расширения, обогащения его содержания. Амплификация позволяет изменить личное и индивидуальное отношение к образу, аппелируя к его надличностным, коллективным значениям;

 

Апраксия (греч. a - отрицательная частица и praxis - действие) -  нарушение произвольных, целенаправленных движений и действий, возникающее при поражении коры головного мозга. Апраксии классифицируют как по локализации поражений головного мозга, так и по симптоматическому проявлению; комплекс симптомов зависит от функциональности поражённого участка мозга;

 

Архетип (в психологии) - универсальные изначальные врожденные психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и обнаруживаемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Архетипы - врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие;

 

Астения - психопатологическое состояние, характеризующееся слабостью, утомляемостью, эмоциональной лабильностью, нарушениями сна.

Астения - наименее специфическое проявление расстройств, во многих случаях являющихся начальными (пусковыми) звеньями этиопатогенеза нарушений психической деятельности невротической структуры и определяющих основу для развития феноменологически более сложных психопатологических процессов.

Астенические нарушения наблюдаются при различных заболеваниях в общесоматической, неврологической и психиатрической практике. При этом в связи с увеличением психогенных нагрузок в жизни современного человека отмечается возрастание частоты астенических расстройств;

 

Аутизм - комплексное расстройство, отнесено к разряду неспецифических нарушений развития, характеризуемых ранним (до 30 месяцев) появлением неконтактности, нарушением речевого развития с эхолалией, причудливым поведением в виде неприятия изменений окружающего, либо неадекватной привязанности к неодушевленным предметам при отсутствии бреда и галлюцинаций (DSM-III-R);

 

Аутоагрессия - разновидность агрессивного поведения, при котором враждебные действия по каким-либо причинам (преимущественно социальным - когда вызвавший агрессию объект недосягаем, слишком силен - так или иначе неуязвим) не могут быть обращены на раздражающий объект и направляются человеком на самого себя;

 

Бихевиоризм (англ. behavior - поведение) - направление в психологии, рассматривающее психическую деятельность только на основе поведенческих реакций, возникающих в ответ на воздействия, стимулы, исходящие из внешней среды. Основали учение американские психологи Э.Торндайк и Дж.Уотсон.

С т.зр. представителей бихевиоризма., психология должна была стать наукой о поведении, поскольку поведение является единственной психологической реальностью, доступной непосредственному наблюдению и обладающей параметрами, которые можно непосредственно измерить и на которые можно воздействовать. Поведение понимается при этом как совокупность реакций организма на воздействия внешней среды, на набор фиксируемых стимулов. Поведение человека описывается жесткой схемой "стимул-реакция" (S->R), что рассматривается в качестве основной единицы поведения.

Центральной проблемой Б. является проблема научения. В качестве основной цели поведения выступает адаптация. Будучи психологической основой поведенческой психотерапии и поведенческого направления в медицине, Б. определяет их подход к проблеме здоровья и болезни. Согласно этим представлениям, здоровье и болезнь являются результатом того, чему человек научился и чему не научился в жизни. Невротический симптом рассматривается как неадаптивное поведение, которое сформировалось в результате неправильного научения. В соответствии с этим основная цель поведенческой психотерапии - редукция, устранение симптома, иными словами, замена неадаптивных способов поведения на адаптивные, эталонные, нормативные, правильные, что достигается в процессе научения; 

Виктимность (лат. victima - жертва) - склонность субъекта к поведению, повышающему шансы на совершение преступления в отношении него.

Виктимность можно определить как «свойство данного человека, обусловленное его социальными, психологическими или биофизическими качествами (либо их совокупностью) способствующее в определенной жизненной ситуации формированию условий, при которых возникает возможность причинения ему вреда противоправными действиями» (В.И. Полубинский). Т.е. виктимность конкретного индивида (индивидуальная виктимность) - это потенциальная его способность  оказаться в роли жертвы преступления в результате отрицательного взаимодействия его личностных качеств с внешними факторами. Преступлением лишь реализуется такое свойство, объективируется данная способность.

Одним из наиболее известных и ярких примеров проявления личностной виктимности является, так называемый, «стокгольмский синдром», который выражается в том, что жертвы на определенном этапе эмоционально начинают переходить на сторону тех, кто заставил их страдать, начинают сочувствовать им, выступать на их стороне, иногда даже против своих спасителей (например, в ситуации захвата заложников и попыток их освободить).

Личностная виктимность достаточно часто актуализируется в форме откровенно провокационного поведения потенциальных жертв, при этом часто ни в коей мере не осознающих того факта, что их поведенческая активность, по существу, практически впрямую подталкивает партнера или партнеров по взаимодействию к насилию;

 

Генотип (греч. genos - род, происхождение, typos - отпечаток, форма, образец) - совокупность всех генов данной клетки или организма; т.е. совокупность наследственных задатков;

Генотип включает в себя наследственные факторы, которые могут передаваться будущим поколениям, даже если они не проявляются у данного индивида  (см. фенотип). Употребление термина в этом значении, особенно в исследованиях психологии развития, обычно предполагает сосредоточение на представлении о генотипе как о совокупности наследственных факторов, влияющих на развитие индивида. Термин скорее относится не непосредственно к наследуемым чертам, а, по существу, к наследственным влияниям, способствующим развитию определенных черт. Это значение отражает сложность взаимодействия между наследственностью и средой и признание того, что данный генотип может быть выражен в ряде фенотипов;

Гештальт (нем. gestalt - целостная форма, структура) - основное понятие гештальт-психологии, которое обозначает целостные (т. е. не сводимые к сумме своих частей) структуры сознания.

Суть этого термина заключается в том, что он используется для обозначения единого целого, полной структуры, множества, природа которого не обнаруживается с помощью просто анализа отдельных частей, его составляющих. Афоризм, порожденный этой идеей, - "целое (то есть гештальт) отличается от суммы его частей". Этот принцип образует ядро гештальтистского движения в психологии.

Завершенный гештальт (действие завершенное, ситуация завершенная) - в контексте психотерапии понимается как удовлетворенная потребность. (При здоровом функционировании организма возрастающее напряжение потребности побуждает организм к действию по ее удовлетворению, после которого появляется возможность для формирования новых гештальтов. При нарушениях естественной саморегуляции какая-либо потребность(и) прерываются организмом, что приводит к хроническому напряжению и неспособности к осознаванию и актуализации новых потребностей);

Гипомания (гипо + греч. mania - безумие, страсть, влечение) -  психическое состояние, характеризующееся душевным подъемом, приподнятым настроением, повышенной активностью, которые в действительности не соответствуют реальным ситуациям и обстоятельствам жизни человека.

При гипомании может наблюдаться повышенная восторженность, неоправданная самоуверенность в своих силах, завышенная самооценка, ощущение собственного могущества.

Гипоманиакальное состояние может чередоваться с апатией и даже депрессией, особенно в том случае, когда гипоманиакальный человек сталкивается с серией неудач, подрывающих его душевный подъем. В то же время в отличие от мании гипомания не сопровождается полной утратой границ реальности и критической оценки происходящего, в результате чего состояния апатии и депрессии оказываются кратковременными и не столь острыми, как при маниакально-депрессивном психозе. В целом гипомания представляет собой смягченную, более мягкую форму мании;

Депривация (англ. deprivation - лишение, утрата) - лишение человека или ограничение удовлетворения каких либо насущных потребностей (сна, двигательной активности, информации, социальной среды и пр.). Один из факторов, ведущих к развитию невроза, психических расстройств.

Д. двигательная - недостаточность двигательной активности в связи с ограничением пространства, образом жизни и т.п;

Д. сенсорная - лишение необходимой для жизнедеятельности информации, часто играющее важную роль в патогенезе психических расстройств;

Д. социальная - недостаточность контактов с окружающей средой, накладывающая отпечаток на психическое развитие (синдромы Каспара Хаузера, Маугли) или нарушающая сложившиеся ранее механизмы социальной адаптации: например, экзистенциальная депрессия, тяжелые невротические состояния в связи с уходом на пенсию, потерей близких и т.п.;

Детерминизм (в психологии) (лат. determinare - определять) - закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов.

Детерминизм включает причинность как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его, но не исчерпывается этим объяснительным принципом, поскольку существуют и другие формы Д., а именно:

- системный Д. (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого),

- Д. типа обратной связи (следствие воздействует на вызвавшую его причину),

- Д. статистический (при одинаковых причинах возникают различные в известных пределах эффекты, подчиненные статистической закономерности),

- целевой Д. (предваряющая результат цель как закон определяет процесс его достижения) и др.

Понимание психологического Д. сложилось в трудах естествоиспытателей (Г. Гельмгольц, Ф. Дондерс, И. М. Сеченов и др.), показавших, что обусловленные воздействием внешних объектов на организм психические явления (образ, реакция выбора и др.) формируются по законам, отличным от физических и биологических, и на этой основе выступают как особые регуляторы поведения. Внедрение в психологию идей естественнонаучного психологического Д. привело к ее обособлению в самостоятельную область знания, изучающую процессы, подчиненные собственным закономерностям.

Новая форма детерминизма была разработана марксистской философией, согласно которой активность сознания людей коренится в их образе жизни. Это создало методологические предпосылки для реализации принципа Д. на уровне психосоциальной организации человеческой деятельности.

Основной принцип объяснения психики человека с позиций диалектического материализма намечен положением о том, что, изменяя реальный, независимый от сознания мир своей предметной деятельностью, ее субъект изменяется сам. Благодаря этой деятельности одновременно порождаются и «внешнее» (продукты материальной и духовной культуры, в кот. воплощаются сущностные силы человека), и «внутреннее» (сущностные силы человека, формирующиеся в процессе их объективации в этих продуктах); 

Идентичность является результатом понимания человеком себя «как такового», устанавливаемого через выделения им для себя «значимых других».

И.: свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, профессиональным, политическим, религиозным, расовым и др. группам, или отождествление себя с тем или иным человеком, как воплощением присущих этим группам или общностям свойств;

Инсайт (англ. insight - проницательность, проникновение в суть) - внезапное понимание, «схватывание» отношений и структуры проблемной, ситуации, нахождение решения задачи.
Инсайт - внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством корого достигается осмысленное решение проблемы;

 

Ипохондрия (от греч. hypochóndria, буквально - подреберье; в древности этой области приписывалось значение очага локализации болезни) -  ипохондрический синдром, болезненное состояние, характеризующееся преувеличенным вниманием к состоянию своего здоровья, необоснованным страхом за него и саму жизнь. Настороженная фиксация внимания на своих физических ощущениях, тревожная мнительность, поиски и выявление у себя признаков расстройства здоровья наблюдаются при неврозах и психозах различного происхождения. При психозах своеобразные, причудливые, галлюцинаторные по своему характеру ощущения, чаще всего со стороны внутренних органов, сочетаются с бредом порчи, воздействия, одержимости;

 

Каузальность (лат. causalis - причинный, causa - причина) или причинность можно трактовать как одну из форм всеобщей связи явлений, как внутреннюю связь между тем, что уже есть, и тем, что им порождается, что еще только становится.

Как принцип (или закон) каузальность выражает следующее: каждое явление имеет причину и одновременно есть причина др. явления; или, наоборот, без причины ничто не появляется. Причина и действие образуют цепь, приходящую из прошлого , пронизывающую настоящее и исчезающую в будущем. При более близком рассмотрении причина распадается на (внешние) обстоятельства, при которых нечто происходит, условия, благодаря которым она совершается, и возбуждение, которое служит непосредственным поводом.

Понятие каузальности является обобщением того опыта, что нечто, «действие», имеет место тогда, и только тогда, если имело место или в это время имеет место нечто другое, «причина»;

 

Когнитивный диссонанс - это несоответствие между двумя когнитивными элементами (когнициями) - мыслями, опытом, информацией и т. д. - при котором отрицание одного элемента вытекает из существования другого, и связанное с этим несоответствием ощущение дискомфорта, иначе говоря, чувство дискомфорта возникает при столкновении в сознании логически противоречивых знаний об одном и том же явлении, событии, объекте. Теория когнитивного диссонанса характеризует способы устранения или сглаживания этих противоречий и описывает то, как это делает человек в типичных случаях (Л. Фестингер);

 

Конгруэнтность (в психологии) - согласованность информации, одновременно передаваемой человеком вербальным и невербальным способом (или различными невербальными способами), а также непротиворечивость его речи, представлений, убеждений между собой.

К. - подлинность, открытость, честность; это процесс безоценочного принятия и осознания человеком своих собственных реальных и актуальных ощущений, и переживаний. К.- это состояние, при котором человек наиболее свободен и аутентичен в качестве самого себя;

 

Конформность  (лат. conformis - подобный, сходный) - податливость человека реальному или воображаемому давлению группы; проявляется в изменении его поведения и установок соответственно первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

Конформность - склонность к конформизму, к изменению своих взглядов и позиций вслед за теми, которые преобладают в данном обществе, группе или просто значимых окружающих.

Конформное поведение - соглашательское, бездумное поведение по принципу «Я согласен. Конформист - человек, для которого конформизм или конформность характерны.

 Различаются конформность внешняя (публичная) и внутренняя (личная). При всех различиях обе формы конформности близки в том, что служат специфическим способом разрешения осознанного конфликта между личным и доминирующим в группе мнением в пользу последнего: зависимость человека от группы вынуждает искать согласия с ней - подлинного или мнимого, подстраивать свое поведение под кажущиеся чуждыми или непривычными эталоны. Особая разновидность той же зависимости - негативизм (нонконформизм) - это стремление непременно поступать наперекор позиции господствующего большинства, любой ценой и во всех случаях утверждать противоположную позицию.

Конформность пристально изучалась в социальной психологии, начиная с классических исследований Музафера Шерифа (Sherif, 1936) и Соломона Аша (Asch, 1951);

 

Лабильность - изменчивость эмоций и настроения по разным, зачастую самым незначительным причинам. Эмоции колеблются в очень широком диапозоне - от сентиметальности и умиления, до слезливости и слабодушия;

 

Локус контроля (лат. locus - место, местоположение и франц. contrôle - проверка) -  качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам, либо собственным способностям и усилиям.

Внешний локус контроля - склонность приписывать результаты деятельности внешним факторам. Человек с такой склонностью - экстернальный тип. Склонность к внешней атрибуции повышает беспомощность человека.

Внутренний локус контроля - склонность приписывать результаты деятельности внутренним факторам, человек с такой привычкой - интернаьный тип. Внутренними факторами здесь являются: свои усилия, собственные положительные и отрицательные качества, наличие или отсутствие необходимый знаний, умений и навыков, и т. п.

«Локус контроля» называют также "локализацией контроля волевого усилия".

Например, если ученик получил неудовлетворительную оценку, то обладая внешней локализацией контроля он возложит вину на внешние факторы (например «к родителям пришли гости и отвлекали меня от выполнения домашнего задания», «задание было плохо написано на доске» и т.п.), а обладая внутренней - на внутренние (например «я не успел должным образом подготовиться к предмету», «я так и не смог найти решение задачи» и т. п.).

Понятие введено ДЖ.Роттером в 1954г.; 

 

Невроз - психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений. Различные психоаналитические теории представляют невроз и его симптоматику в основном как следствие глубинного психологического конфликта. Предполагается, что такой конфликт формируется в условиях сохраняющейся долгое время социальной ситуации, которая препятствует удовлетворению базисных потребностей человека или представляет угрозу для его будущего, которую он пытается, но не может преодолеть.

З.Фрейд считал, что невроз образуется в результате противоречий между инстинктивными влечениями и запрещающим "Сверх-Я", представляющим собой мораль и законы нравственности, заложенные в человека с детства;

Нуминозное - термин, относимый к людям, предметам или ситуациям, имеющим глубокий эмоциональный резонанс; Психологически это понятие связывается с переживанием Cамости. Слово «нуминозный», как и «нуминозность», происходит от латинского numinosum, относимого к динамическому фактору или силе, или эффекту, независимым от сознательной воли.«<...> numinosum — то есть динамическое существование или действие, вызванное непроизвольным актом воли. Нуминозное – опыт переживания   сильных чувств или эмоций, которые выше нашего понимания;

 

Психосоматика (греч. рsyche - душа, soma - тело) - представляет собой направление медицинской психологии, занимающееся изучением влияния психологических факторов на возникновение ряда соматических заболеваний, таких как бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, язвенная болезнь...и т.д.

В самом широком смысле этот подход охватывает проблемы внутренней картины здоровья, конверсионных, соматогенных, соматизированных психических и ипохондрических расстройств, психологических реакций личности на болезнь, умирание, смерть, отрыв от семьи, симуляцию, а также на искусственно продуцируемые расстройства. Психосоматические заболевания проявляются как физическое недомогание, не имеющее органической причины, то есть они обусловлены психическим конфликтом, нашедшим физическое выражение.

Причинами психосоматических р-в выступают внутрипсихические конфликты. Самые распространенные психосоматические заболевания:

• головные боли;

• заболевания желудочно-кишечного тракта;

• астма;

• аритмия;

• кожные заболевания;

• анорексия и булимия и др;

 

Психологическая защита (от англ.defense mechanism) – это система регуляторных механизмов в психике, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состоянием тревоги и дискомфорта.

Ситуации, требующие П.З., характеризуются реальной или кажущейся угрозой целостности личности, ее идентичности и самооценке. П.З. направлена, в конечном счете, на сохранение стабильности  самооценки личности, ее образа “Я” и образа мира, которая достигается:

1) устранением из сознания источников конфликтных переживаний или же

2) их трансформацией таким образом, чтобы предупредить возникновение конфликта;

3) к механизмам защиты относят также специфические формы реагирования (поведения), снижающие остроту переживания угрозы или внутриличностного конфликта.

Например:

Сублимация - данная защита расценивается как здоровое средство разрешения психологических трудностей по двум причинам: во-первых, она благоприятствует конструктивному поведению, во-вторых, она разряжает импульс вместо того, чтобы тратить огромную эмоциональную энергию на трансформацию его во что-либо другое (например, как при реактивном формировании) или на противодействие ему противоположно направленной силой (отрицание, репрессия). Такая разрядка энергии считается положительной по своей сути: она позволяет человеческому организму поддерживать необходимый гомеостаз.

Проекция - бессознательное отражение собственных эмоционально неприемлемых мыслей, свойств или желаний и приписывание их другим людям.
Замещение - высвобождение скрытых эмоций, обычно гнева, на предметах, животных или людях, воспринимаемых, как менее опасные для индивида, чем те, которые действительно вызвали эмоции.

Отрицание - отсутствие осознания определенных событий, элементов жизненного опыта или чувств, болезненных в случае их осознания.

Регрессия – процесс, посредством которого в случае угрозы человек пытается вернуться к ранним периодам жизни, когда он чувствовал себя более безопасно, к прежним «детским» стереотипам поведения. Фантазирование состоит в том, что человек в угрожающих ситуациях пытается избавиться от тревоги, уходя в фантазии вместо того,  чтобы реально действовать.

..И др;

 

Психопатия - патология характера, неадекватное развитие его эмоционально-волевых черт, при коей у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде. Группа болезней психических, проявляемых в дисгармоничном складе характера, темперамента и поведения, отчего страдает и сама личность, и окружающие. При психопатии отмечается прежде всего неадекватность эмоциональных переживаний, склонность к депрессивным и навязчивым состояниям;

 

Регресс (лат. regressus - возвращение, движение назад) - тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему. Содержание Р. составляют процессы понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных необходимых функций; Регресс включает также моменты застоя, возврата к изжившим себя формам и структурам; 

 

Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
Рефлексия в психологическом смысле - это всякое размышление человека, направленное на рассмотрение и анализ самого себя и собственной активности (своеобразный самоанализ), например, собственных состояний, поступков и прошедших событий. При этом глубина такой рефлексии связана, в частности, с заинтересованностью человека в этом процессе, способностью его внимания замечать что-то в большей, а что-то - в меньшей степени, на что может влиять степень его образованности, представления о нравственности, уровень его самоконтроля и многое другое. Р., в одном из пониманий, может быть рассмотрена как разговор, своеобразный диалог человека с самим собой;

 

Ригидность (лат. rigidus - жесткий, твердый) - негибкость, жесткость и ограниченый диапозон эмоционального реагирования;

Ригидность - затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки;

 

Самоактуализация -   (лат. actualis - действительный, настоящий) в общих чертах понимается как стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, как «полное применение талантов, способностей, потенциалов и т. д.»

Согласно А. Маслоу, самоактуализация - желание стать всем, чем возможно; потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала.

Согласно К. Роджерсу, самоактуализация - обозначение той силы, что заставляет человека развиваться на самых различных уровнях - от овладения моторными навыками до высших творческих взлетов. Самоактуализующийся человек - «полностью функционирующая личность»;

 

Сепарация (лат. separatio - отделение)  - отделение ребёнка от матери, от своей семьи.

За последние десятилетия, особенно благодаря работам Боулби и Винникота, широко распространилась идея о том, что многие психические расстройства обусловлены отделением ребёнка от матери в младенческом возрасте, до 2-3 лет, в тот критический период развития, когда формируются базовые привязанности (особенно сепарация касается этиологии тревожных расстройств у детей, психопатии, фобии и депрессии);

2. в психоанализе - предполагается, что сепарация: а) вызывает чувство незащищённости; б) увеличивает враждебность и амбивалентность; в) вмешивается в процессы интроекции и идентификации и тем самым препятствует нормальному развитию личности; г) порождает переживание скорби, с которым младенец не в состоянии справиться и «застревает» на фазе «отчаяния» или депрессии (анаклитической депрессии).
Понятие сепарации не так однозначно, как это может казаться, так как: а) лишь полная сепарация легко отличима от материнской депривации, которая может иметь место и без физического разделения; и б) сепарация предполагает рассмотрение двух переменных: во-первых, возраста ребёнка, в котором она имеет место, и, во-вторых, длительности сепарации;

 

Сензитивность (от лат. sensus - чувство, ощущение) - характерологическая особенность человека, проявляющаяся по повышенной чувствительностью к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т. п.

Сензитивным людям свойственны робость, застенчивость, впечатлительность, склонность к продолжительному переживанию прошедших или npeдстоящих событий, чувство собственной недостаточности,  тенденция к развитию повышенной моральной требовательности к себе и заниженного уровня притязаний.

С возрастом сензитивность может сглаживаться, в частности вследствие формирования в процессе воспитания и самовоспитания умения справляться с вызывающими тревогу ситуациями. Сензитивность может быть обусловлена как органическими причинами (наследственностью, поражениями мозга и т. п.), так и особенностями воспитания (например, эмоциональным отвержением ребенка в семье);

 

Стресс (анг: stress - напряжение) можно определить  как совокупность стереотипных, филогенетически запрограммированных неспецифических реакций организма, первично подготавливающих к физической активности, т.е. к сопротивлению, борьбе или бегству. Это, в свою очередь, обеспечивает условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние стрессора превосходит приспособительные возможности человека. Организм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, тем или иным путем приспособиться к ней - в этом и состоит основное биологическое значение стресса (Г. Селье). Однако стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, в противном случае может возникнуть ухудшение самочувствия или соматические или невротические заболевания;

Трансцендентное (в психологии)  (от лат. transcendens - перешагивающий, выходящий за пределы) - это все то, что выходит за пределы возможного опыта.

Трансцендентальная функция в аналитической психологии К.Юнга  -  психологическая функция, которая возникает из соединения содержимого бессознательного с содержимым сознания, и поддерживающая их объединение; функция связи между противоположностями; 

 

Установка - любое состояние, диспозиция или тенденция организма реагировать определенным образом;

У. - неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенность к определенной активности в определенной ситуации.

У. предваряет и определяет развертывание любой формы психической деятельности. Она выступает как состояние мобилизованности, готовности к последующему действию.  Установка обусловлена соответствующей ситуацией наличием у субъекта потребности в ее удовлетворении. Наличие у человека установки позволяет ему реагировать тем или иным конкретным способом на то или иное политическое или социальное событие или явление;

 

Фенотип (греч. phaino - являть, проявлять + тип) - совокупность всех свойств и признаков индивида, сформировавшихся на определенной стадии развития в результате взаимодействия генотипа с окружающей средой.

 

Фрустрация (лат. frustratio - обман, тщетное ожидание, расстройство, разрушение (планов, замыслов), от frustror - обманываю, делаю тщетным, расстраиваю), как психическое состояние  выражается  в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи.
Ф. - психологическое состояние гнетущего напряжения, тревожности, чувства безысходности и отчаяния; возникает в ситуации, которая воспринимается личностью как неотвратимая угроза достижению значимой для неё цели, реализации той или иной её потребности
Ф. «..имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия или обструкции на пути к удовлетворению каких-либо жизненной потребности»;

 

Фундаментальная ошибка атрибуции (атрибуций) -  
(в психологии) - склонность человека объяснять поступки и поведение других людей их личностными особенностями (так называемой «внутренней диспозицией»), а собственное поведение - внешними обстоятельствами (так называемой «внешней диспозицией»). Даже при отсутствии внешних сил человек может приписывать свое поведение именно им.

Интерпретируя чье-либо поведение, люди недооценивают влияние ситуации и переоценивают роль индивидуальных особенностей и установок.

Так, причину чужого опоздания часто объясняют непунктуальностью или несобранностью опоздавшего. Причину собственного опоздания объясняют пробками или, например, тем, что «вчера спать лег поздно».

Говоря о себе, человек обычно описывает свои действия и реакции ("меня раздражает, когда…"). Говоря о ком-либо другом, чаще характеризует - «вешает ярлыки» («он раздражительный»).

Людям свойственно недооценивать роль внешнего влияния для других, даже зная, что поведение того или иного человека часто вызвано ими самими.

Причина этого, по мнению теоретиков атрибуции, заключается в разности восприятия собственного поведения и поведения окружающих. Когда действует сам человек, его вниманием управляет окружающая обстановка.
Когда люди наблюдают за действиями других - в центре внимания оказывается именно «действующие лица», а ситуация становится относительно невидима; 

Эмпатия - способность человека входить в состояние другого ч., сопереживать, сочувствовать ему. Основу эмпатии составляют эмоциональная отзывчивость, важны общая сензитивность, чувствительность, а так же интуиция и внимание, наблюдательность;

 

Ятрогении (от греч. iatros - врач и genes - порождающий, вызывающий) - неблагоприятные изменения психического состояния и психогенные реакции, возникающие в результате неправильных действий врача, осуществляющего ненамеренное внушающее воздействие на пациента (например, вследствие неосторожного высказывания врача о тяжести заболевания, неблагоприятном прогнозе болезни и т.д.).

Наиболее характерны для ятрогении депрессивные и ипохондрические состояния.