Основные термины К.Г. Юнга

 

Архетип - универсальные изначальные врожденные психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и обнаруживаемые, как правило, в образах и мотивах сновидений.

Архетипы - врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие.

Юнг использовал в психологическом смысле древнегреческое слово "archetypos", употреблявшееся античными философами: "Arche" означает "начало", a "typos" - "печать", "отпечаток".

Юнг рассматривал архетипы как амбивалентные, потенциально положительные и отрицательные. В той мере, в какой сами архетипы по определению пребывают вне всякого сознания, они действуют автономно, почти как силы природы, организуя человеческое переживание индивида специфическими способами без учета конструктивных или деструктивных последствий индивидуальной жизни. Психологический рост наблюдается только тогда, когда индивид пытается осознать содержание архетипа и установить связь между своей сознательной жизнью и архетипическим уровнем человеческого существования.

 

Алхимия - это древняя химия, представляющая собой смешение экспериментальной химии в современном смысле этого слова и в общих, наглядно-интуитивных, частью религиозных спекуляций о природе и человеке. 

Алхимия вообще - про создание чего-то из первоначального материала, или из prima materia.

Целью алхимиков во всех культурах является осуществление качественных изменений внутри одушевленного или неодушевленного предмета, его "перерождение" и переход "на новый уровень".  

В аналитической психологии речь идет о психологическом и символическом значении алхимии, которая рассматривается как средневековая предтеча исследований бессознательного и, в частности, изучения трансформации личности.

Алхимический процесс превращения исходных неблагородных металлов в нечто более ценное можно рассматривать на психологическом языке как определенную метафору психологического роста и развития человека. 

 "..Секрет алхимии заключался в... трансформации личности посредством смешивания и слияния благородного металла с базовыми компонентами, дифференцированной функции с подчиненной, сознательного с бессознательным".       К.Г. Юнг

Алхимия предлагает хорошую модель для обращения с содержимым души: чувствами, фантазиями, мыслями, страхами, отношениями. Она также дает нам отдельные стратегии для работы (опуса) с душой: создание и поддержание сосуда, наблюдение со стороны за собой, искусное следование за природным процессом изменения и развития, использование метафор природного мира для эмоций и фантазий, которые трудно выразить, включение духовной установки в работу вместо совершения ее целиком психологически и аналитически, не-героичность и отказ от контроля, наблюдение за тонкими движениями.

В качестве примера образов алхимии, используемых для описания психических процессов, воспользуемся фрагментом из переведенной на русский язык книги Роберта Боснака "В мире сновидений", в котором описываются три алхимических мира: черный, белый и красный:

"Черный, образный мир в алхимии называется нигредо, его металл - свинец. Это мир, в котором темно, мрачно, жутко, страшно, отвратительно, уныло и тоскливо. Погружаясь в него, мы оказываемся на самом дне.., лишенные своего "Я" и брошенные на произвол судьбы. В нигредо человеку кажется, что на его глазах мир разваливается на части, особенно болезненно он переживает кажущуюся нескончаемость нигредо. Будущее видится смутным и беспросветным, без надежды на избавление от пустоты и одиночества. Жизненный ритм сбивается, сознание опустошается…
Белый мир называется альбедо, его металл - серебро. В кромешном мраке ночи восходит ночное светило, луна. Альбедо - лунное сознание, свет, пролитый во тьму, но свет отраженный, холодный. Альбедо - это еще неясный мир с размытыми формами, сознание, рожденное из тьмы.. Все, что раньше воспринималось буквально, становится в альбедо метафорой, отражаясь в пробуждающемся сознании кружащих в лунном свете мотыльков.

Красный мир называется рубедо, его металл - золото, застывшее солнечное пламя. При свете солнца царит ясность и определенность. Солнце покровительствует порядку и трезвому восприятию. Рубедо сопрягает мужское и женское начало, в нем находят выражение все формы отношений между полами, это мир либидо. Рубедо зовет к действию, решительному и упорному, требует концентрации и дисциплины, вдохновляет героический мир беспримерных ратных подвигов. Если в нигредо царствует полная тьма, то в рубедо солнце находится в зените.

Определяющая характеристика рубедо - жар, поэтому в сосуде, в котором протекает процесс превращения, создается сильное давление. Это напоминает скороварку, но скороварка может не выдержать перегрузки, ее может разнести на мелкие куски от избыточного давления. Тогда процесс вновь вернется в нигредо, и все придется начинать сначала.

Чтобы избежать этой опасности, из скороварки нужно выпускать пар, нужно действовать. В таком действии мир ночных образов переплетается с полуденным миром, внутренние образы проецируются на внешнюю реальность. Внутренний мир немного остывает, но порой за счет внешнего.

Например, если человек не в силах сдерживать свою ярость, он может направить ее на другого человека. Он может грубо  обойтись с кем-то - в полной уверенности, что человек сам во всем виноват. Грубая выходка даст выход его ярости, но дорого обойдется другому. Особая трудность рубедо заключается в том, чтобы соединить и примирить опыт постижения так называемых внутреннего и внешнего миров. Для этого нужно не связывать движения внутреннего мира и одновременно правильно воспринимать и реагировать на образы внешнего мира. Тогда человек начинает творить, преодолевает разделение на внешнее и внутреннее, действие и созерцание.

Алхимия – это высокообразное занятие, но она может и фрустрировать нас, когда мы пытаемся ее понять. Но эти образы учат нас быть поэтическими в отношении самых важных процессов жизни.

Алхимический процесс, происходящий в наших душах, дает нам шанс стать чем-то большим, чем мы являемся и чем могли бы быть. Алхимия – это возможность усилить нашу витальность.

 

Вот некоторые работы Юнга, которые так или иначе связанные с алхимией и переведены на русский язык: "Психология и алхимия", "AION", "Дух Меркурий", "Комментарий к "Тайне Золотого Цветка"", "Парацельс", "Парацельс-врач", "Памяти Рихарда Вильгельма", "Видения Зосимы", "Философское дерево".

 

Амплификация - это часть юнговского синтетического метода интерпретации бессознательных содержаний, состоящая в усилении значения какого-либо символа или образа посредством расширения, обогащения его содержания. Амплификация позволяет изменить личное и индивидуальное отношение к образу, аппелируя к его надличностным, коллективным значениям;

Амплификация - это расширение и углубление образа из сновидения с помощью направленных ассоциаций и параллелей с фактами, почерпнутыми из человеческой истории духа и символов (мифологии, мистики, фольклора, искусства и так далее), благодаря чему его смысл поддается истолкованию.

 

"Анимус, Анима" - это персонификация женского начала в бессознательном мужчины и мужского начала в бессознательном женщины. Анима (лат. "душа") - это отражение женщины в бессознательном мужчины, Анимус (лат. "ум" или "дух") - отражение мужчины в бессознательном женщины.

Анима - центр всей женской энергии внутри человека; эмоциональная, интуитивная сторона натуры. 

Анимус представляет мужские черты в характере женщины. Правильно интегрируясь, он представляет женщине качества проницательности, самопознания и способности к взвешиванию обстоятельств. Анимус у мужчин и женщин формируется в ходе контактов с мужчинами и различен у каждого человека, его роли варьируют в иерархии от низшей к высшей ступени, например от героя, с его социально окрашенной ролью, к простому отцу семейства.

 

Коллективное бессознательное - понятие, обозначающее совокупность наследуемых людьми универсальных неосознаваемых психических структур, механизмов, архетипов, инстинктов, импульсов, образов и т.д., передаваемых от поколения к поколению как субстрат психического бытия, включающий в себя психический опыт предшествующих поколений.

К.Б. представляет собой хранилище латентных следов памяти всего человечества. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам К.Юнг, “в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума”.

По мнению К.Юнга, существует не только бессознательное субъекта, но и семейное, родовое, национальное, расовое бессознательное. Если личностное бессознательное состоит в основном из элементов, которые одно время осознавались, но впоследствии исчезли из сознания, в результате забывания или подавления, то элементы коллективного бессознательного никогда не были в сознании и, следовательно, никогда не обретались индивидуально, а своим существованием обязаны исключительно наследственности.

Согласно Юнгу, основное содержание К.Б. составляют инстинкты и архетипы.

 

Комплекс - это привычная совокупность действий и чувств, которые отражаются в межличностных отношениях, а также переживаются человеком внутри, определяя настроение и создавая напряжение, присущее внутреннему конфликту. Комплекс или скопление эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влияние матери, отца или под властью денег или какой-нибудь другой разновидности комплексов.  Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивида.

 

Констелляция (лат. constellatio)  (в аналитической психологии) - это любые психические образования, обычно связанные с комплексом и сопровождающиеся паттерном или набором эмоциональных реакций.

 «Данный термин попросту выражает тот факт, что внешняя ситуация высвобождает психический процесс, в котором определенные содержания скапливаются вместе и готовятся к действию. Когда мы говорим, что та или иная личность «констеллирована», то имеем в виду, что она приняла позицию, в которой от нее следует ожидать вполне определенную реакцию.. Констеллированные содержания являются определенными комплексами, обладающими своей собственной специфической энергией» (Из книги Зеленского В. “Словарь аналитической психологии”).
Констелляции нашли свое развитие в таких направлениях психологии, как  психодрама Дж. Морено, семейные расстановки по Б.Хеллингеру, психология субличностей по Х. и С. Стоунам и многим другим направлениям современной психологии и психотерапии.

 

Конъюнкция (лат.coniunctio - единство, союз) - термин заимствован Юнгом из средневековых алхимических работ. В алхимии он используется для обозначения химических комбинаций, рождения нового элемента. Юнг рассматривал конъюнкцию как архетип психического функционирования, как пример взаимодействия двух и более бессознательных факторов.

Юнг предполагает, что coniunctio, этот союз мужского и женского, обнаруженный как в королевском инцесте, так и в образе гермафродита, указывает на внутренний союз мужского и женского элементов, необходимых для психологической и духовной целостности. Такой союз привел бы к способности к подлинной близости и родственному отношению, и в этом смысле Юнг воспринял конъюнкцию в качестве подходящего символа для встречи душ..

Хотя Юнг и написал довольно много о природе мужского и женского союза, все же остается фактом то, что данное объединение можно рассматривать не столь буквально, а более фигуративно, понимая при этом мужское и женское как символы архетипических противоположностей: активного и пассивного, сознательного и бессознательного, светлого и темного, деструктивного и конструктивного, аналитического и синтетического. Поскольку все архетипические доминанты являются полярностями и обладают двойственными лицами, coniunctio, сексуальная в своем символизме, представляет союз любых противоположных качеств, чье примирение ведет к большему единению с собой и другими.

 

Личное бессознательное - слой или пласт бессознательного, относящийся непосредственно к самой личности в отличие от коллективного бессознательного.

Л.Б. - поверхностный слой психики - содержит личные содержания индивида, принадлежащие непосредственно самому индивиду, который может делать (и часто делает) их осознанными, а значит, интегрированными в сознание, в Эго. К.Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. Личностное бессознательное состоит главным образом из комплексов.

 

Имаго - это внутренняя структура, состоящая из психических полярностей и, таким образом, часто представляющаяся чем-то гротескным и грубым с натуралистической точки зрения, подобно Ребису. Но эта нехватка сознательной лакировки и совершенства дает возможность овладеть огромным потоком жизненной энергии и найти для него русло, функционируя как ведущий, высвобождающий и направляющий символ. Формирование имаго является непременным условием для полной зрелой свободы быть самим собой и стать именно той личностью, которой человек стремится быть на самом глубоком уровне. Ограничения, навязанные предшествующим формированием "Персоны", социальными и психологическими рамками, накладываемыми на человека его психологической идентичностью, преодолеваются большей частью за счет активного присутствия имаго.

Имаго открывает новые горизонты, а также определяет индивидуальный психологический стиль. Оно дает личности эту возможность, поскольку соединяет в себе самые важные оппозиции индивидуальной психики - низшее и высшее, священное и мирское, сознательное и бессознательное - в единый паттерн. Благодаря этому символическому образованию личность становится открытой для получения опыта и выражения присущей ей целостности в большей степени, чем это было возможно ранее.

 

Индивидуация - процесс становления личности, её созревания в результате ассимиляции сознанием содержания личного и коллективного бессознательного. За процессом индивидуации по Юнгу, стоит особая скрытая направляющая тенденция, исходящая из своеобразного центра душевной жизни человека - Самости. Процесс этот протекает непроизвольно и «естественно», и вместе с тем требует сознательного содействия человека скрытой цели его бессознательного. Осуществление этой цели и составляет задачу аналитической психотерапии.

"Индивидуация означает: стать единичной сущностью и, поскольку под индивидуальностью мы понимаем нашу глубинную внутреннюю, предельную и ни с чем не сравнимую уникальность, стать собственной Самостью. В силу этого "индивидуацию" можно было бы переводить и как "самосозидание" или "самовоплощение". Индивидуация не исключает мир, но включает его в себя." ( Из работы "Теоретические размышления о сущности психического").

 

Интроверсия - типологическая установка, характеризующаяся концентрацией интересов на внутренних процессах в душе. Противополжность экстраверсии.

 

Инфляция (Inflation) - расширение личности за пределы границ индивидуального в результате идентификации с архетипом или, в патологических случаях, с исторической или религиозной фигурой. В обычных случаях проявляется как своего рода самодовольство и компенсируется соответствующим чувством собственной неполноценности.


Это состояние  характеризу­ется далеким от реального, завышенным или занижен­ным (негативная инфляция) ощущением идентичности. Наличие инфляции свидетельствует о регрессии созна­ния в бессознательное, что обычно происходит, если Эго вбирает в себя слишком много бессознательного матери­ала и теряет способность к его различению.

«..Сознание в состоянии инфляции всегда эгоцентрично и не способно осознавать ничего, кроме собственного существования. Оно неспособно учиться у прошлого, неспособно понимать происходящее сейчас и неспособно делать правильные заключения в отношении будущего. Оно загипнотизировано самим собой, и поэтому с ним бесполезно спорить. Оно неизбежно обрекает себя на бедствия и катастрофу, приводящие в конечном счете к самоуничтожению. Парадоксально, однако, то, что инфляция есть регрессия сознания в бессознательное. Это случается всегда, когда сознание берет на себя слишком много бессознательных содержаний и утрачивает способность к различению, без чего, собственно, сознания и нет..”. К.Г.Юнг.

Одна из опасностей психической инфляции - атрофия личности индивида, в результате чего "за внушительной оболочкой скрывается маленькое жалкое существо". В результате идентификации индивида с трансперсональными свойствами и возможностями его "должности" возникает порочный круг. С одной стороны, такая идентификация привлекательна, поскольку "предлагает легкую компенсацию личных изъянов", с другой - она препятствует развитию личности и, следовательно, усиливает чувство собственной неполноценности, что, в свою очередь, приводит к еще более сильной идентификации с компенсаторными трансперсональными элементами.

 

Мана - меланезийское понятие, обозначающее чрезвычайную влиятельную силу, исходящую от человека, предмета, действия, события, сверхестественных существ и духов. Мана также обозначает здоровье, престиж, целительные и волшебные способности. Примитивное понятие о психической энергии.


Мандала  (на санскрите - круг; магический круг) У К. Г. Юнга - символ середины, цели и Самости как психической целостности. Представление самого процесса движения к центру, создания нового личностного центра. Символически выражается в форме круга, симметричного упорядочивания числа четыре и кратных ему. В ламаизме и в тантрической йоге мандала является инструментом созерцания (янтра), местом обитания и происхождения богов. Нарушенная мандала - форма, отличающаяся от круга, квадрата и равностороннего креста, или основанная на числе не равном четырем или восьми. Как показывает опыт, мандалы появляются... в тех ситуациях, которые характеризуются запутанностью и безвыходностью. Определяемый ими архетип представляет собой упорядочивающую схему, которая в виде психологического перекрестия нитей как в оптическом приборе или как разделенный на четыре части круг, определенным образом словно бы накладывается на психический хаос, благодаря чему каждое содержание обретает свое место, а разбегающееся в неопределенность целое воссоединяется магическим оберегающим кругом." ( Из работы "Современный миф о вещах, увиденных на небе" ).

 

Невроз: Состояние разъединенности с самим собой, вызванное противоречием между потребностями-влечениями и требованиями культуры, между инфантильной раздражительностью и требованиями, вызванными необходимостью приспособления к окружающим и к внешнему миру, между коллективным и индивидуальным долгом. К.Юнг: "Психологические нарушения в случае невроза и невроз сам по себе можно охарактеризовать как неудавшуюся попытку приспособления. Эта формулировка (...) созвучна с точкой зрения Фрейда, что невроз в некотором роде является попыткой самоисцеления." "Невроз всегда представляет собой замену узаконенному страданию." (Из работы "Психология и религия").

 

"Персона": Первоначально - маска, которую носили актеры в античном театре.

К.Юнг: "Персона - это... та приспособительная система или та манера себя вести, с помощью которой мы общаемся с миром. Так, например, почти любая профессия представляет собой для человека характерную для него Персону... Опасность заключается в том, что можно идентифицироваться со своей Персоной, как профессор со своим учебником или тенор со своим голосом... С некоторой долей преувеличения можно сказать: Персона – это то, чем человек на самом деле не является, но о чем он сам и другие люди говорят, что это и есть он." (Из работы "О возрождении").

 

Самость - центральный архетип, архетип упорядочивания, целостность человека. Символически представляется в виде круга, квадрата, четверичности, младенца, мандалы и так далее.

К.Юнг: "Самость - это величина, управляющая сознательным “Я”. Она охватывает не только осознаваемую, но и бессознательную составляющую психики и в силу этого является личностью, которые являемся и мы тоже.”. "Кроме того, Самость является и целью жизни, ибо она представляет собой совершеннейшее выражение той комбинации судьбы, которую называют индивидуумом." (Из работы "Отношение между Я и бессознательным").
“Самость – это глагол; психика самоосуществляется. Самость невидима, но ее деятельность ощущается во всех аспектах нашего бытия..” (Д.Холлис “Мифологемы”).

 

Символ  (греч. symbolon - знак, опознавательная примета)  - идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание. Символы различают как знаки языка науки и как образы, имеющие множество (бесконечное множество) смыслов или значений.

 

Под символами понимают знаки, приметы, образы, содержащие указания на какую-либо вещь или событие.

 

Определение символа у  К.Юнга можно рассматривать, как имеющее отношение к наилучшей из возможных формулировок неизвестного психического содержимого, не постигаемого сознанием.

Символические образы являются соединительными звеньями между культурным наследием и опытом отдельной личности. Помогая оформить и упорядочить впечатления, они создают перспективу развития личности, расставляя в "смысловые ниши" триумфы и несчастья, надежды и страхи, радости и горести.

Символ, согласно Юнгу, выражает то, что мы лишь предчувствуем, но точно не знаем. В нем есть возможность развертывания содержания, путем домысливания, воображения, ассоциативных связей. Все пространство культуры заполнено символами.

 

Символ всегда к чему-то относится:
- к архетипам, лежащим в основании культуры;
- к целям, действиям человека, вещам, которые его окружают;
- к другим символам.

 

Символ по сути своей имеет много значений, ведь, как известно, он возникает в результате некоторого рода сгущения, соединения отдельных характерных элементов (греч. symballein - соединение, сведение).

Символ стремится перевести абстрактную понятийную категорию в наглядную.

 

Синхронистичность - понятие, образованное Юнгом для выражения осмысленных совпадений или соответствий:

а) психического и физического событий, которые не связаны между собой каузально. Подобные синхронистические феномены происходят, например, когда внутренние события (сновидения, видения, предчувствия) находят себе соответствие во внешней реальности - внутренний образ или предчувствие оказываются "вещими";

б) похожих или одинаковых сновидений, мыслей и так далее, которые появляются в разных местах и/или у разных людей. Ни ту, ни другую манифестацию невозможно объяснить причинной связью. Наоборот, они происходят в связи с архетипными процессами в бессознательном. 
"Синхронистичность не более загадочна или таинственна, чем принцип дискретности в физике. Просто глубоко укоренившаяся в нас убежденность во всесилии каузальности создает всякого рода трудности для рассудка и заставляет считать немыслимой возможность возникновения или наличия беспричинного события... Осмысленные совпадения выглядят возможными лишь как проявление чистой случайности. "Невозможность их объяснения" заключается не только в том факте, что неизвестна их причина, но и в том, что ее и невозможно даже помыслить с помощью имеющихся у разума средств." (Из работы "Синхронистичность как принцип каузальных взаимосвязей").

 

Сновидение: К.Г.Юнг: "Сновидение - это маленькая хорошо спрятанная дверь в самые глубокие и интимные уголки души, дверь, которая ведет в ту изначальную космическую ночь, которой была душа еще до возникновения “Я-сознания”, и которой душа становится, далеко выходя за пределы того, что способно когда-либо достичь “Я-сознание”. "Сновидения являются не преднамеренными и превзятыми изобретениями, а естественными феноменами, которые не представляют собой ничего кроме того, что они собой преставляют. Они не обманывают, не лгут, не извращают и не затушевывают, а наивно возвещают о том, что они собой представляют и подразумевают. Они обижают нас и вводят нас в заблуждение, потому что мы не понимаем их. Они не применяют никаких искусственных трюков, чтобы что-нибудь скрыть, а говорят о том, что составляет их содержание, настолько отчетливо, насколько это позволяет сделать их образ. Мы не в состоянии понять, почему они столь своеобразны и сложны: ведь опыт показывает, что они всегда стараются выразить то, что наше “Я” не знает и не понимает." (Из работы "Аналитическая психология и воспитание").

 

"Тень" – “..часть нашей психики, которая по тем или иным причинам, не вошла в наш Образ Себя. Это те наши качества и чувства, которые отрицались культурой или семьей, за которые нас в детстве не одобряли или наказывали..

Довольно часто в изгнание отправляются жизненно важные и полезные способности. Вот девочка, привыкшая считать себя некрасивой - в ее тени заперта ее красота. Вот женщина, привыкшая все решать сама и все тащить на себе - в тени скрыта ее слабость и способность принимать поддержку и заботу. А вот мужчина, привыкший отвечать за всех и все - в его тени спрятана его беззаботность, а так же способность ставить под сомнение, так ли уж он всем обязан. Таких примеров очень много вокруг..”.

Проблемы с тенью – черта нашего времени. Социум требует безупречности и успешности, и чем ярче сияет наша Персона, тем чернее  Тень неприемлемого. Ярость и страх, стыд и вина, ревность, зависть, жадность, успешность и ущербность, депрессия и одержимость – вот наши темы. “Мы как пазл соберем портрет вашей персональной Тени, и каждый кусочек станет дверью к новым возможностям и ресурсам”.

По отношению к сознанию Тень ведет себя компенсаторно, ее действие в силу этого может оказаться как негативным, так и позитивным. Осознание Тени представляет собой начальный период аналитической работы. Если до сих пор обычно придерживались мнения, что Тень является источником всего темного в человеке, то отныне при более глубоком рассмотрении можно обнаружить, что Тень обнаруживает в себе целый ряд хороших качеств - нормальные инстинкты, целесообразные реакции, восприятие, соответствующее реальности, творческие импульсы и им подобное." (Из работы "Эон").

"..Человек становится просветленным не потому, что представляет себе фигуры из света, а потому-что делает тьму сознательной. Однако, последняя процедура не-из приятных и, как следствие, непопулярна..". К.Г.Юнг.

 

Эго - является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Это служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

 

Экстраверсия - типологическая установка, характеризующаяся концентрацией на внешнем объекте. Противоположна интроверсии.