А.Маслоу (1.04.1908-8.06.1970) - американский психолог, один из основателей гуманистической психологии.
 
Внес значительный теоретический и практический вклад в создание альтернативы бихевиоризму и психоанализу, стремившихся "объяснить до уничтожения" творчество, любовь, альтруизм и другие великие культурные, социальные и индивидуальные достижения человечества.
 

Широко известна "Пирамида потребностей Маслоу" - диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности.

С легкой руки Маслоу понятия самоатуализации и личностного роста являются одними из ключевых, и даже культовых в современной психологии.

«..Я – антидоктринер. Я против того, 
что закрывает перед нами двери 
и отрезает возможности»
 А.Маслоу.

Биография:

Абрахам Гарольд Маслоу   родился 1 апреля 1908 года. Его родители, евреи, эмигрировавшие из России, жили в Нью-Йорке, в Бруклине. Абрахам Маслоу был старшим из семерых детей, поэтому родители, которым не повезло самим получить образование, всячески содействовали первенцу в этом вопросе.

Его детство сложно назвать счастливым. Отношения Абрахама с матерью складывались скверно и были окрашены взаимной неприязнью. Миссис Маслоу была религиозной женщиной, и постоянно напоминала детям о той расплате свыше, что грозит им за малейшие проступки, не забывая о земных наказаниях, на которые была весьма щедра (она жестоко наказывала детей за малейшую провинность). К тому же она откровенно отдавала предпочтение двум младшим детям, а первенца недолюбливала.

Поначалу не заладились отношения и с отцом, кторый был далеко не идеальным семьянином, часто выпивал, изменял жене, влезал в драки, надолго исчезал из дома, так что его положительное влияние на детей определялось главным образом его отсутствием.  Позже  Маслоу помирился с ним, но их отношения  с матерью были весьма натянутыми вплоть до её смерти.

В детстве и юности он терзался тяжелейшим комплексом неполноценности в связи со своей внешностью: он был худосочным, неказистым, очень неловким.. Может быть, именно поэтому его впоследствии так заинтересовала теория Альфреда Адлера, с которым он  познакомился лично, когда тот переселился в Америку (Адлер первым вводит термин “комплекс неполноценности». Он считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка данного комплекса. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться). Сам Маслоу был живым воплощением этой теории. В полном соответствии с идеями Адлера (с которыми он в юности еще и не был знаком) он стремился компенсировать свое худосочие и неловкость интенсивными занятиями спортом. Когда на этом поприще реализовать себя не удалось, он с тем же рвением занялся наукой.

В возрасте 18 лет Абрахам Маслоу поступил в Нью-Йоркский Сити-Колледж. Отец хотел, чтобы сын стал адвокатом, но Маслоу вскоре понял, что это не его стезя. Интерес к психологии возник у него на предпоследнем курсе колледжа, и тема для курсовой работы была им выбрана сугубо психологическая. Это произошло под влиянием ярких выступлений отца американского бихевиоризма Дж. Уотсона. Долгие годы Маслоу сохранял приверженность поведенческой психологии и убеждение, что только естественно-научный подход к человеческому поведению открывает путь к решению всех мировых проблем. Лишь со временем ограниченность механистической трактовки поведения, характерной для бихевиоризма, стала для него не только очевидна, но и неприемлема.

В юности он страстно влюбился в свою кузину, но, терзаемый комплексами, долго не решался ей открыться, опасаясь быть отвергнутым. Но его робкое проявление чувств было неожиданно (для него)  встречено взаимностью, и что послужило огромной поддержкой для его неустоявшегося самоуважения. Через год молодые люди поженились (ему было 20, ей - 19), у них родились две дочери: Эллен Маслоу (впоследствии получившая докторскую степень, и работающую психотерапевтом) и Энн Каплан.

Систематические занятия психологией Маслоу начал поступив в Корнелльский университет, затем перевелся в университет штата Висконсин, где активно занялся экспериментальными исследованиями поведения животных.
Здесь он в 1930 году получил степень бакалавра, в 1931 - магистра, а в 1934 году, в возрасте 26 лет, степень доктора философии.
Его научным руководителем выступал Гарри Харлоу, прославившийся своими уникальными экспериментами над детенышами обезьян. Под его руководством Маслоу выполнил исследовательскую работу по проблемам доминирования и сексуального поведения приматов.

В те годы проблема сексуальности, несмотря на бурный расцвет психоанализа, продолжала оставаться для общественности пугающе-пикантной, и немногие ученые решались к ней подступиться. В силу этого Маслоу оказался одним из немногих, кого можно было с известной натяжкой назвать специалистом по данной проблеме.

В Нью-Йорк он вернулся в 1937 году уже доктором, где начал работать с Э. Торндайком, известным теоретиком в области научения, в Колумбийском университете. А какое-то время спустя стал преподавателем Бруклинского колледжа, которому посвятил 14 лет. Именно в этот период он познакомился с большинством известнейших психологов, которых исторические катаклизмы вынудили перебраться из Европы в Америку. Из перечисления этих блестящих имен можно было бы составить достаточно представительное оглавление хрестоматии по истории психологии ХХ века - помимо уже упоминавшегося Адлера, это были Эрих Фромм, Карен Хорни, Курт Коффка, Курт Гольдштейн, Макс Вертгеймер. Последний оказал на Маслоу особенно большое влияние - не только как ученый, но и как человек. Именно под влиянием благоговейного восторга перед Вертгеймером Маслоу занялся изучением психически здоровых людей, которым удалось достичь в жизни самоактуализации. Именно Вертгеймер, а также известный американский антрополог Рут Бенедикт послужили для него примерами наиболее полного воплощения лучших качеств человеческой натуры.

В 1943 году в Психологическом обозрении вышли две небольшие статьи Абрахама Маслоу, которые можно назвать первым шагом к его будущей теории. Он уже разочаровался в бихевиоризме, считая, что человек низводится до состояния стимульно-реактивного механизма. А вот именно то, что делает человека человеком, остаётся за кадром.

Начала теории Маслоу, послужившей основанием целого направления научной мысли - гуманистической психологии, были сформулированы им в общем виде в двух небольших статьях, опубликованных в Psychological Review в 1943 году. Уже тогда Маслоу предпринял попытку сформулировать новый подход к человеческой природе, кардинально отличающийся от традиционных психологических воззрений.

В 1951 году А. Маслоу заступил на пост заведующего кафедрой психологии в университете Брэндейс, в Массачусетсе, и проработал в этом университете до 1968 года.

Первая по-настоящему значительная работа Маслоу, ныне по праву занимающая почетное место в золотом фонде мировой психологической мысли, - «Мотивация и личность» - увидела свет в 1954 году. Именно в ней была сформулирована иерархическая теория потребностей, выстраивающая пирамиду с основанием из базовых нужд и с потребностью в самоактуализации на вершине.

С точки зрения Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации, причем это стремление к максимальному раскрытию своих способностей и задатков выступает наивысшей человеческой потребностью. Правда, для того чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей (....).

Чрезвычайно интересным аспектом теории Маслоу представляется постулирование им так называемого комплекса Ионы: нежелание человека реализовать свои природные способности. Подобно тому как библейский Иона пытался уклониться от ответственной роли пророка, многие люди также избегают ответственности, опасаясь в полной мере использовать свой потенциал. Они предпочитают ставить перед собой мелкие, незначительные цели, не стремятся к серьезным жизненным успехам. Такой «страх величия», возможно, является наиболее опасным барьером для самоактуализации. Насыщенная, полнокровная жизнь многим представляется невыносимо трудной. Люди боятся оторваться от всего привычного, потерять контроль над тем, что уже есть.

В 50-е и особенно в 60-е годы, в эпоху радикальной переоценки многих ценностей, теория Маслоу снискала немалую популярность и признание.

В своих поздних работах «К психологии бытия» (1962) и «Дальние пределы человеческой природы» (опубликована посмертно в 1971 г.) Маслоу существенно модифицировал свою концепцию мотивации и личности, фактически отказавшись от той многоступенчатой пирамиды потребностей.

Все человеческие потребности он подразделил на низшие, «дефицитарные», продиктованные недостачей чего-либо и потому насыщаемые, и высшие, «бытийные», ориентированные на развитие и рост, а следовательно - ненасыщаемые.

В 1967-1968 годах он стал президентом Американской психологической ассоциации. А в 1969 году он ушёл в Благотворительный фонд У. Логлина в Менлоу-парк в Калифорнии. Здесь он смог заняться философией демократической политики, экономики и этики.

А.Маслоу скончался от сердечного приступа 8 июня 1970 года.

 

Тридцать лет назад Абрахам Маслоу писал: «Если вы намеренно собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют вам ваши способности, я предупреждаю, что вы будете глубоко несчастливы всю жизнь.»

Сам он, судя по всему, был счастливым человеком.

 

"Абрахам Маслоу сделал больше для изменения нашего взгляда на человеческую природу и возможности личности, чем любой другой американский психолог за последние полвека".

К.Леонард