Карл Густав Юнг (1875-1961) - швейцарский психолог и философ, основоположник одного из направлений глубинной психологии - аналитической психологии. 

 Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений. Ввел технику «свободных ассоциаций», термины «интраверсия» (погруженность в самого себя) и «экстраверсия» (ориентированность в своих проявлениях вовне, на окружающих). Разработал типологию характеров в зависимости от доминирующей функции личности.  Центром личности Юнг считал «Cамость» - стремление к индивидуальности,  осуществление которой и является основной целью психотерапии. 

 Юнг умер в 1961 году, но вот уже без малого столетие его идеи вызывают растущий интерес в мире, а последователи его метода — «психологи-юнгианцы» — продолжают развивать его методологию применительно к анализу явлений человеческой психики.

 

 Биография: Карл Юнг родился 26 июля 1875 года в Кессвиле, маленькой швейцарской деревушке, в семье пастора реформистской церкви Иоганна Юнга и Эмилии Юнг, урожденной Прайсверк. Его отец, Иоганн Пауль Ахиллес, был священником протестантской церкви, а мать, Эмилия Юнг происходила из старинного базельского рода. Дед и прадед Юнга по отцовской линии были врачами. История семьи Юнгов очень интересна и уходит своими корнями в XVII век.

Отец с шести лет стал обучать сына латыни, и к моменту поступления в Базельскую гимназию Юнг был намного впереди своих сверстников. В 1886 году Карл поступает в гимназию, где он проводил долгие часы в библиотеке, погруженный в старинные книги. Любимыми предметами гимназических лет были зоология, биология, археология и история.

В 1895 году Карл Юнг поступил в Базельский университет, хотя первоначально его интересовала антропология и египтология, он выбрал для изучения естественные науки, а затем взгляд его обратился к медицине. По окончании медицинского факультета Юнг написал диссертацию "О психологии и патологии так называемых оккультных явлений", которая, как оказалось, стала  прелюдией к его длившемуся почти 60 лет творческому периоду.

В 1900 году Карл Густав Юнг начал стажировку у  Э.Блейлера в Бургельцли, университетской психиатрической клинике в Цюрихе,  и  по 1906 год работал в клинике в качестве ассистента.

14 февраля 1903 года Юнг женился на двадцатилетней дочери преуспевающего фабриканта Эмме Раушенбах (1882 -1955), с которой прожил вместе пятьдесят два года, став отцом четырех дочерей и сына. В 1904 году у них родилась дочь Агата, в 1906-м - Грета, в 1908-м - сын Франц, в 1910-м - Марианна, в 1914-м - Хелена. Вначале молодые поселились на территории клиники Бургхольцли, заняв квартиру этажом выше Блейлера, а позже – в 1906 году - переехали в собственный дом в пригородное местечко Кюснахт, что неподалеку от Цюриха..

В 1906 году К.Юнг опубликовал свои исследования в книге «Психология раннего слабоумия», которая, по мнению многих его коллег, «сделала переворот в психиатрии».

… В этой книге  К.Юнг, к тому времени респектабельный швейцарский психиатр, привлек широкое внимание к теориям Зигмунда Фрейда и выразил сожаление по поводу того  факта, что Фрейд «почти не признанный исследователь». Буквально перед тем, как поставить последнюю точку в своей книге, в апреле 1906 года Юнг начал переписываться с Фрейдом.

Встреча с Фрейдом положила начало тесному сотрудничеству и обозначила важную веху в научном развитии Юнга.  К моменту личного знакомства в феврале 1907 года в Вене, куда Юнг приехал после непродолжительной переписки, он был уже широко известен как своими опытами в словесных ассоциациях, так и открытием чувственных комплексов. Их первая беседа длилась без перерыва 18 часов, как позже вспоминал Юнг, «это был обзор горизонтов». Он нашел, что Фрейд «производит впечатление и в то же время он «странен» для человека его квалификации».

В следующие несколько лет Юнг написал серию статей, которые в точности укладываются в рамки классического фрейдовского анализа. Наиболее четкие определения можно найти в работе «Значение образа отца в судьбе индивида» (1909). В то же время проглядывают здесь и наметки позднейшей идеи Юнга о противоположных тенденциях.

   К.Юнг внес значительный вклад в нарождавшееся психоаналитическое движение. Через несколько месяцев после своего первого визита к З.Фрейду, он основал Фрейдистское общество в Цюрихе. В 1908 году Юнг организовал первый Международный конгресс по психоанализу в Зальцбурге, где родилось первое издание, целиком посвященное вопросам психоанализа, — «Ежегодник психоаналитических и патопсихологических изысканий». В нем Блейлер и Фрейд были со-директорами, а Юнг - редактором.                                      

В 1909 году вместе с Фрейдом и другим психоаналитиком - венгром Ференчи, работавшим в Австрии, Юнг впервые приехал в Соединенные Штаты Америки, где прочел курс лекций о методе словесных ассоциаций. Университет Кларка в штате Массачусетс, пригласивший европейских психоаналитиков и праздновавший свое двадцатилетнее существование, присудил Юнгу вместе с другими почетную степень доктора.

В 1909 году Юнг ушел с поста главного врача клиники Бургельцли, чтобы полностью посвятить себя развитию и практике психоанализа. На конгрессе в Нюрнберге в 1910 году была основана Международная психоаналитическая ассоциация, и он был избран ее президентом, несмотря на сердитый протест венской группы. Несмотря на столь высокое положение в психоаналитическом движении, К.Юнг ощущал растущее беспокойство. Оригинальность, отмечавшая его работы, исчезает в тех статьях, что были опубликованы в годы, когда главной его заботой стала защита теорий Фрейда.

В 1911 году К.Юнг  вышел из Международной Психоаналитической Ассоциации и отказался от техники психоанализа в своей практике. Он разработал собственную теорию и терапию, названную им “аналитическая психология”. После года исследований К.Юнг опубликовал свои заключения под названием «Метаморфозы и символы либидо, часть І».

В 1912 году выходят в свет «Метаморфозы II». Несмотря на то что в течение ряда лет Юнг поддерживал взгляды Фрейда на сексуальность, он так и не согласился полностью с его "сексуальными" теориями. Предлагая свою версию, он трактует либидо совсем не в духе Фрейда, а практически полностью лишает его сексуальной подоплеки  («Метаморфозы II»).

Полемика по поводу либидо оказала серьезное влияние на развитие теории психоанализа. Изменились и отношения Юнга и Фрейда. Их переписка вскоре утратила личный характер, став исключительно деловой. В сентябре 1913 года  К.Юнг и З.Фрейд встретились в последний раз на международном конфессе в Мюнхене, где Юнга вновь избрали президентом Международной психоаналитической ассоциации.

Спустя месяц после мюнхенского конгресса К.Юнг ушел с поста редактора «Ежегодника», а в апреле 1914 года и с поста президента Ассоциации. В июле 1914 года после публикации «Истории психоаналитического движения», где Фрейд продемонстрировал полную несовместимость своих воззрений со взглядами Юнга и австрийского врача-психиатра и психолога Альфреда Адлера, вся цюрихская группа вышла из состава Международной ассоциации.

После разрыва с Фрейдом и психоаналитическим движением Юнгу пришлось определить свои собственные ценности, новую ориентацию, стать самим собой. Юнг очень остро переживал свой разрыв с Фрейдом. Фактически это была личная драма, духовный кризис, состояние внутреннего душевного разлада. Но с др.стороны, эта личная драма обернулась для тридцативосьмилетнего Юнга возможностью большей свободы развития своей собственной теории содержаний бессознательного психического. В работах его все более выявляется интерес к архетипическому символизму. В личной жизни это означало добровольный спуск в "пучину" бессознательного. В последовавшие шесть лет (1913-1918) Юнг прошел через этап, который он сам обозначил как время "внутренней неопределенности" или "творческой болезни". Юнг пытался понять значение и смысл своих сновидений и фантазий и описать это, насколько возможно, в терминах повседневной жизни. В результате получилась рукопись в 600 страниц, иллюстрированная множеством рисунков образов сновидений и названная "Красной книгой". Пройдя через личный опыт конфронтации с бессознательным, Юнг обогатил свой аналитический опыт и создал новую систему аналитической психотерапии и новую структуру психического.

В 1920-е годы Юнг совершает ряд длительных увлекательных путешествий,

предпринятых им в различные районы Африки и к индейцам Пуэбло в Северной Америке. Отчет об этих исследовательских поездках (включая еще и поездку в Индию, состоявшуюся позже, в 1938 году), а точнее, своеобразное культурно-психологическое эссе составили позднее главу "Путешествия" в автобиографической книге Юнга "Воспоминания, сновидения, размышления".

В 1922 году Юнг приобрел поместье в Боллингене на берегу Цюрихского озера (неподалеку от своего дома в Кюснахте) и на протяжении многих лет строил там так называемую Башню (нем. Turm). Имея в первоначальной стадии вид примитивного круглого каменного жилища, после четырёх этапов достройки к 1956 году Башня приобрела вид небольшого замка с двумя башнями, кабинетом, огороженным двором и причалом для лодок. В мемуарах Юнг описывал процесс строительства как воплощённое в камне исследование структуры психики».

В 1930-е годы Юнг был удостоен титула почетного президента Психотерапевтического общества Германии. В ноябре 1932 года цюрихский городской совет присудил ему премию по литературе.

 В 1935 Юнг был назначен профессором психологии  Швейцарской политехнической школы в Цюрихе. Тогда же он стал основателем и президентом Швейцарского общества практической психологии.

С 1933 по 1942 вновь преподавал в Цюрихе, а с 1944— в Базеле. С 1933 по 1939 год издавал «Журнал по психотерапии и смежным областям», который поддерживал национальную и внутреннюю политику нацистов по очищению расы. После войны Юнг открещивался от редактирования этого журнала, объясняя свою лояльность Гитлеру требованиями времени. В интервью Кароль Бауман 1948 года в качестве оправдания своего сотрудничества с нацистским режимом Юнг не находит ничего лучше как заявить, что «среди его коллег, знакомых и пациентов в период с 1933 по 1945 было много евреев». Хотя и тогда и сейчас ряд историков упрекают Юнга в сотрудничестве с нацистами, он никогда не был осуждён официально и, в отличие от Хайдеггера, ему было разрешено продолжить преподавание в университете.

В 1944 году в возрасте 69 лет у него был сильный сердечный приступ. После выздоровления Юнг во многом  изменил свои взгляды,  которые привели  к глубоко положительному отношению к своей судьбе. Для Юнга настал высокопродуктивный творческий период, когда он написал многие из своих наиболее значительных работ. Его видения  в этот период дали ему смелость сформулировать наиболее оригинальные идеи.

В апреле 1948 года в Цюрихе был организован институт К.Г.Юга. Институт вел подготовку на немецком и английских языках. Сторонники его метода создали Общество аналитической психологии в Англии и подобные общества в США, а так же ряде европейских стран.

В 1955 году в честь восьмидесятилетия Юнга в Цюрихе состоялся Международный конгресс психиатров под председательством Манфреда Блейлера, сына Юджина Блейлера (у которого Юнг начинал свою карьеру психиатра в Бурхгольцли) Юнгу предложили сделать доклад о психологии шизофрении, теме, с которой начались его научные исспедования в 1901 году.

В ноябре 1955 года он пережил большое горе - умерла его жена Эмма, бессменный спутник на протяжении более полувека. Из всех великих пионеров глубинной психологии Юнг был единственным, чья жена стала его учеником, усвоила его методы и приемы, и на практике применяла его психотерапевтический метод.

В восемьдесят пять лет К.Юнг получил титул почетного гражданина Кюснахта, в котором поселился в далеком 1909 году. Мэр торжественно вручил "мудрому старцу" церемониальное письмо и печать, а Юнг выступил с ответной речью, обратившись к собравшимся на своем родном базельском диалекте. Незадолго до смерти Юнг завершил работу над своей автобиографической книгой, "Воспоминания, сновидения, размышления", ставшей бестселлером в западном мире, а также вместе со своими последователями и учениками написал увлекательную книгу "Человек и его символы", популярное изложение основ аналитической психологии.

 

Карл Густав Юнг умер в своём доме в Кюснахте 6 июня 1961. Похоронен на кладбище протестантской церкви города. Прощальная церемония состоялась в протестантской церкви Кюснахта. Местный пастор в погребальной речи назвал покойного "пророком, сумевшим сдержать всеохватывающий натиск рационализма и давшим человеку мужество вновь обрести свою душу.