Классический психоанализ Фрейда (греч. Psyche - душа; лат. analysis - разложение, расчленение) обозначает тип терапии, при котором «анализант» (аналитический пациент) вербализует мысли, включая свободные ассоциации, фантазии и сны, на основании чего аналитик пытается сделать заключение о бессознательных конфликтах, являющихся причинами симптомов и проблем характера пациента, и интерпретирует их для пациента, для нахождения пути разрешения проблем. Специфика психоаналитических интервенций как правило включает конфронтацию и разъяснение патологических защит и желаний пациента.

В основу психоаналитической теории З. Фрейдом была положена идея о бессознательном как ведущей детерминанте поведения и, одновременно, источнике внутриличностных конфликтов. Им была разработана топографическая модель личности, в рамках которой выделялись собственно бессознательное, предсознательное или доступная память, включающие неосознаваемый здесь и сейчас материал, который, однако, может стать легко доступен сознанию индивида в результате минимальных целенаправленных усилий либо спонтанно, под воздействием внешнего стимула и, наконец, собственно сознание. Последнее, по мысли З. Фрейда, состоит из актуальных в текущий момент времени мыслей, чувств, переживаний. Согласно представлениям З. Фрейда, сознание охватывает минимальный объем информации, хранящейся в мозге и потенциально доступной индивиду. Позднее топографическая модель трансформировалась в ставшую классической для психоанализа структурную модель, включающую в себя “Ид” (“ОНО”) - источник примитивных биологических влечений и инстинктов, целиком относящийся к сфере бессознательного, Эго — рациональную и наиболее осознаваемую часть личности, призванную адаптировать побуждения “Ид” к социальным, экономическим и иным ограничениям, налагаемым внешним миром, и Супер-Эго, представляющее собой интернализованную систему норм, правил и ограничений, накладываемых на индивида семьей и обществом, которая частично осознается, частично остается в бессознательном. Существенно важно при этом, что З. Фрейд рассматривал  «Ид, Эго и Супер-Эго» не как некие статичные структуры, а скорее как внутриличностные взаимосвязанные и взаимозависимые динамические процессы. При этом взаимодействие данных процессов нередко носит антагонистический и конфликтный характер. В этой связи подход З. Фрейда, как и другие подходы, рассматривающие личность в качестве своего рода поля борьбы антагонистических по своей природе и содержанию психических процессов, часто обозначают как психодинамический.

Согласно З. Фрейду, ребенок рождается с определенным количеством сексуальной энергии, которая в процессе развития в детстве последовательно концентрируется в различных эрогенных зонах, тем самым создается напряжение, побуждающее к определенным формам поведения с последующим формированием специфического личностного опыта. В соответствии с данной идеей, З. Фрейд разработал ставшую классической, возрастную периодизацию развития, включающую оральную, анальную, фаллическую и генитальную стадии. Впоследствии он добавил латентную стадию (охватывает период от 6 до 12 лет), которую поместил между фаллической и генитальной.

Cледует отметить понятие защитных механизмов (психологическая защита), введенное З. Фрейдом. Под защитными механизмами в психоанализе понимаются стратегии, направленные на минимизацию чувства тревоги, вызванного угрозой для Эго. З. Фрейд считал, что действие защитных механизмов направлено, прежде всего, на подавление невротической и моральной тревоги, что достигается частичным блокированием импульсов “Ид” в сознательном поведении и вытеснением их в бессознательное, в сочетании с искажением целей, объектов и содержания "остаточных" импульсов до степени делающей их приемлемыми для Суперэго.

Изначально, сами по себе защитные механизмы чаще всего являются реакцией на тревогу, возникающую у ребенка в ситуации социального взаимодействия, прежде всего, с родителями. Если избранная стратегия оказывается эффективной, ребенок прибегает к ней снова и снова. Постепенно она становится не просто автоматической, но и перестает осознаваться. В результате всякий раз, когда актуальная ситуация и связанные с ней переживания ассоциируются (часто неосознанно) с предшествующим опытом, запускаются сформировавшиеся таким образом защитные механизмы.

Важную часть теории Фрейда, имеющую непосредственное отношение к психотерапии, составляют разработанные им представления о причинах и механизмах возникновения неврозов.

Согласно этим представлениям, причинами возникновения неврозов оказываются «психические травмы» — ситуации столкновения, конфликта между позывами, исходящими  от «Ид», и требованиями со стороны общества (непосредственно, или посредством «Супер-Эго»). Такого рода конфликты, с точки зрения Фрейда, возникают в человеческой жизни постоянно и для их разрешения «Я» использует целый арсенал «защитных механизмов». Однако в некоторых ситуациях защитные механизмы не срабатывают должным образом, и возникший конфликт оказывается вытесненным из сознания. В этом случае травмировавшее переживание «ищет выхода» в форме невротической симптоматики, которая по содержанию всегда связана с вытесненной травмой. Например, истерический паралич рук у юной пианистки представляет собой болезненный способ разрешения конфликта между завышенными требованиями родителей или учителей к её искусству и её неспособностью соответствовать этим требованиям. Кроме «традиционной», известной клиницистам, невротической симптоматики, вытесненные переживания могут косвенным образом проявляться в сновидениях, всякого рода автоматических оговорках, ошибках при чтении и т.д.

Целью психоаналитического лечения является «отреагирование травмы» — «извлечение» травмировавшего переживания из бессознательного, анализ того позыва, который был в основе травмы и тех общественных требований, с которыми он вошёл в противоречие, и последующее выражение тех эмоций, которые связаны с этой травмой.

Центральным элементом лечебного процесса в данном направлении  оказывается выявление и разрушение тех  защитных механизмов, которые обеспечивают удержание травмы в бессознательном, с последующей заменой их адекватными защитными механизмами, или более “зрелыми” защитами, после разрешения конфликта.


К методам психоанализа относят два основных психотерапевтических приёма. Прежде всего, это разработанный Фрейдом метод «свободного ассоциирования»: клиент лежит на кушетке, психоаналитик сидит за его головой, вне его поля зрения. Клиенту предлагается свободно говорить всё, что ему придёт в голову. Предполагается, что в процессе такого говорения, клиент, неожиданно для себя, может допустить высказывания, имеющие отношения к психической травме, либо непосредственно, либо посредством проявившихся в его речи пауз, оговорок и т.п. Эти высказывания подмечаются психологом, который предлагает клиенту свои интерпретации по их поводу в терминах психоаналитической теории. Такие интерпретации, будучи принятыми клиентом, либо отвергнутыми им, способствуют осознанию травмы и скрывающих её защитных механизмов. Второй метод классического фрейдовского психоанализа представляет собой интерпретация сновидений пациента. Клиенту предлагается рассказывать психотерапевту свои сновидения, который, в свою очередь, даёт сну истолкование, на основе учения Фрейда,.
Таким образом, основные психоаналитические приёмы относятся к категории «разговорных» методов.


Курс традиционного психоаналитического лечения обычно весьма длителен и может занимать до нескольких лет, в течение которых пациент около 4-5 раз в неделю посещает терапевтические «сеансы», продолжительностью по 45-50 минут.